Грузоподъемник Погрузчика 41030 МФ и других моделей, предназначен для подъема и удержания груза, находящегося на вилах или сменном грузозахватном приспособлении; опускается груз под действием силы тяжести.
На погрузчиках всех типов установлены телескопические грузоподъемники (рис. 9), имеющие одинаковую конструктивную схему и состоящие из наружной / и внутренней 6 рам, гидроцилиндра 5 подъема, пластинчатых цепей 10 и каретки 21.
Наружная рама представляет собой две стойки швеллерного сечения, соединенные верхней и нижней поперечинами. Эта рама закреплена шарнирно в кронштейнах рамы 2 шасси. К наружным стенкам рамы / приварены кронштейны, к которым присоединены штоки цилиндра наклона грузоподъемника. На нижней поперечине закреплена опора 17 цилиндра подъема, включающая шаровую пяту 16. Корпус цилиндра крепится к опоре болтами 18 с пружинами 19 или другими упругими элементами так, чтобы цилиндр мог ограниченно поворачиваться относительно шаровой пяты. К стойкам рамы приварены оси 11 фронтальных катков 12 с подшипниками 13.Ось фронтального катка полая, с прорезями, в которые устанавливается ось 14 с боковым катком 15.
Внутренняя рама 6 изготовлена из двух стоек двутаврового сечения, соединенных верхней и нижней поперечинами.
Верхняя поперечина служит опорой плунжера цилиндра подъема. Она выполнена в виде закрепленных на поперечине щек 7 с вертикальными прорезями, в которых размещена закрепленная на плунжере траверса 8 с роликами 9 для грузовых цепей 10. В крайнем нижнем положении плунжера траверса находится внизу прорези. При выдвижении плунжера внутренняя рама остается неподвижной до тех пор, пока траверса не выберет зазор и не упрется в поперечину.
Устройство в виде скользящей верхней опоры плунжера цилиндра подъема называется механизмом свободного хода и применяется на всех вилочных погрузчиках. На погрузчиках механизм свободного хода (рис. 10) выходит с роликом вверх до верхней поперечины внутренней рамы 3. При подъеме траверсы до упора в поперечину, защелка поворачивается и выходит из зацепления с упором, обеспечивая свободу внутренней раме при дальнейшем движении плунжера цилиндра подъема. Фиксация рамы защелкой исключает подъем внутренней рамы (увеличение высоты погрузчика) во время свободного подъема. Плунжер цилиндра соединяется с траверсой через шаровую опору. Шаровое соединение плунжера и корпуса цилиндра с сопряженными конструкциями исключает повреждение цилиндра под воздействием боковых сил.
РИС. 9. Грузоподъемник:
1, 6 — рамы, 3 — кронштейн, 4,5 — цилиндры, 7 — щека, 8 — траверса, 9 —ролик 10 — цепь, //, 14 — оси, 12.15 — катки, 13 — подшипник. 16 — шаровая пята, 17 — опора цилиндра, 18 — болт, 19 — пружина, 20 — вилы, 21 — каретка
Внизу каждой стойки внутренней рамы приварена ось фронтального катка, которая одновременно является корпусом бокового катка
Каретка с жестким креплением (рис. II, а) включает плиту (или две стальные полосы) для крепления сменных грузозахватных приспособлений, к которой приварены сзади стойки 2 с фронтальными катками 3, и концевые крепления 4цепей. Фронтальные катки смонтированы на приварных осях 6, в полости которых размещены боковые катки 7 на осях 8. Концы осей 8 имеют квадратное сечение, так что их можно закладывать в прорези оси 6. Квадратные концы ocи выполнены эксцентрично оси вращения катка 7, что позволяет регулировать зазор Б, поворачивая оси 8 относительно прорези.
Рис. 10. Механизм свободного хода погрузчика «Балканкар»:
1 — защелка, 2 — ось, 3 — внутренняя рама, 4 — траверса, 5 — упор, 6 — наружная рама
Рис, 11. Каретки:
а—с жестким креплением, б—с шарнирным креплением; / — плита, 2 — стойка, 3, 7 — катки. 4 — крепление цепи, 5 — подшипник, 6,8 — оси, 9 — скоба, 10 —фиксатор, 11, 12 — крюки,. 13 — болт, 14 — удлинитель вил, 15 — вилы
Фронтальные катки воспринимают нагрузки, действующие в продольной плоскости машины, боковые — в поперечной.
На верхней грани плиты выполнены углубления для фиксации вил 15,которые крепятся с помощью приварных верхнего // и нижнего 12 крюков. В верхнем крюке размещен подпружиненный фиксатор 10, который своим хвостовиком входит в углубление плиты. Для удобства установки и снятия к вилам приваривается скоба 9.
В каретке с шарнирным креплением (рис. 11, б) (на погрузчиках 4045Р и 008М) применяется соединение вил с помощью шкворня. При этом каретка представляет собой сварную плоскую раму и листового и профильного проката. Вилы 5 подвешиваются на шкворне и опираются на нижнюю поперечину каретки, в поперечном направлении они фиксируются скобой 9. При этом соединении вил с кареткой во время передвижения погрузчика с грузом по дороге с ухабами выбоинами вилы ударяются о поперечину и это сокращает срок службы машины. Концевые крепления 4 цепей приварены к плите карет между стойками.
Цепи огибают ролики на траверсе плунжера и крепятся тягам к проушинам на корпусе цилиндра. Тяги выполнены с резьбой и удерживаются в проушинах гайками. Цепи натягиваются вращение гайки, после натяжения гайки стопорятся контргайками. На погрузчиках некоторых моделей цепи крепят к каретке и наружной рамы с помощью балансира, что обеспечивает равномерное натяжение цепе и упрощает регулировку их натяжения.
При включении грузоподъемника (см. рис. 9) плунжер начинает выдвигаться. На ходе свободного подъема до упора траверсы в поперечину внутренней рамы с помощью цепного полиспаста производите только подъем каретки, которая перемещается по направляющим внутренней рамы. Далее начинает перемещаться внутренняя рама. Внутренняя рама перемещается на катках относительно наружной скоростью, равной скорости выдвижения плунжера, а каретка относительно наружной рамы с удвоенной скоростью и в конце хода плунжера оказывается на верхнем конце внутренней рамы.
Каретка опускается под действием силы тяжести. Зазор Б меж, боковыми катками и стенками должен быть 0,5 — 1 мм, в процессе эксплуатации его периодически регулируют.
Для наклона грузоподъемника служат два цилиндра 4, корпус которых шарнирно прикреплены к кронштейнам рамы шасси, а штоки к проушинам на наружной раме грузоподъемника. Они обеспечивают наклон грузоподъемника вперед или назад соответственно на угол i и 10°.
СМЕННЫЕ ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Сменные грузозахватные приспособления (ГОСТ 24366—80), поставляемые по специальному заказу, подразделяют на три группы.
Первая группа — приспособления без дополнительного привода устанавливаемые в дополнение к основному органу — вилам: удлинители вил, сталкиватели, вилочный захват с верхним прижимом.
Удлинители вил 14 (см. рис. 11) применяют при погрузочно-разгрузочных работах и штабелировании грузов с малой плотностью. Удлинители крепят к вилам, чтобы увеличить длину их грузонесущей части.
Сталкиватель (рис. 12) служит для сталкивания груза с вил при штабелировании. Он состоит из передней / и задней 5 рамок, соединенных системой рычагов 2, которая приводится с помощью гидроцилиндра 3. Корпус гидроцилиндра крепится к рычагам, а шток к задней рамке, которая соединяется крюками 4 и болтами с плитой каретки.
Рис. 12. Сталкиватель:
1, 5 — рамки, 2 — рычаг. 3 — гидроцилиндр. 4 — крюк. 6 — болтовое соединение
При обратном ходе передней рамки сталкиватель можно использовать для натаскивания груза на вилы.
Вилочный захват с верхним прижимом (рис. 13) предназначен для удержания штучных грузов, например установленных на поддоне небольших ящиков, собранных в куб. Захват состоит из рамы 3, образованной стойками швеллерного сечения и прикрепленной крюками 6 и болтами 8 к каретке, каретки 4 с хоботом, которая на катках перемещается внутри рамы посредством цилиндра 7. На хоботе смонтирована прижимная плита. Шток цилиндра соединяется с кареткой захвата пальцами 5. На каретке выполнен ряд отверстий под шток, что позволяет поднимать грузы разной высоты.
Чтобы предотвратить чрезмерное сжатие (раздавливание) груза, в гидросистеме захвата сделан клапан, ограничивающий давление прижима (25% от номинальной грузоподъемности). Клапан (гидрозамок), запирающий рабочую жидкость в гидроцилиндре, предотвращает ослабление прижатия груза. При использовании прижима грузоподъемность подъемника уменьшается.
Вторая группа — приспособления без дополнительного привода, устанавливаемые вместо вил: безблочные стрелы, одно- и многоштыревые захваты.
Безблочные стрелы предназначены для захвата штучных грузов сверху, а также монтажа оборудования; используются для подъема и транспортирования громоздких грузов сложной конфигурации. Стрелы различаются по способу крепления к грузоподъемнику.
Рис. 13. Вилочный захват с верхним прижимом:
1 — прижимная плита, 2 — шарнир, 3 — рама, 4 — каретка, 5 — палец, б —крюк, 7 — гидроцилиндр, 8 — болт
Стрела с жестким креплением (рис. 14, а) и унифицированной кареткой для погрузчиков грузоподъемностью 3200 и 5000 кг представляет собой консоль, сваренную из листовой стали и приваренную к плите. Плита прикреплена к листу каретки крюками 4 и болтами. Консоль выполнена в виде желоба, внутри которого приварены несколько пар гнезд для установки в них траверсы с крюком /. В положении крюка, соответствующем наименьшему вылету, грузоподъемность погрузчика равна номинальной, при наибольшем вылете—50% от номинальной.
Стрела со шкворневым креплением (рис. 14, б) устанавливается на погрузчиках грузоподъемностью 3200 и 5000 кг. Она представляет собой консоль из двух соединенных поперечинами швеллеров, образующих в сечении желоб с гнездами для установки крюка. Консоль приварена к стойке, которая крепится к нижней и верхней поперечинам каретки с помощью упора, крюка и болтов. Консоль подкреплена укосинами. 3
Стрела 10 с шарнирным креплением (рис. 15) погрузчика грузоподъемностью 10 000 кг представляет собой пространственную сварную конструкцию, выполненную из профильного проката. В средней части стрела шарнирно крепится к установленным на каретке 9 кронштейнам 8, в хвостовой — с помощью тяг 11 к погрузчику. Траверс с крюком 5 крепится в передней части стрелы. Грузоподъемность стрелы 5000 кг при расстоянии центра тяжести груза от передней стенки каретки 2,45 м. Масса стрелы 780 кг.
Рис. 14. Безблочные стрелы:
а — с жестким креплением вил, б — со шкворневым креплением вил;
1 — крюк, 2 — стрела, 3 — болтовое соединение, 5 — плита
Рис. 15. Стрела с шарнирным креплением и грейфером.
Одноштыревые захваты (рис. 16, а) предназначены для закрепления штучных грузов, имеющих вид тороида (бухты проволоки, бандажи, шины). Захват состоит из приваренного к плите штыря, который навешивается на каретку так же, как безблочная стрела.
Многоштыревой захват (рис. 16, б) применяют для перевозки штучных грузов цилиндрической формы (бочек, рулонов бумаги), мешков и грузов с отверстиями (бухт проволоки, бандажей). Захват состоит из нескольких штырей, которые можно переставлять в зависимости от размеров груза.
Рис. 16. Захваты:
а — одноштыревой, б — многоштыревой; 1 — штырь, 2 — плита
Третья группа — приспособления, устанавливаемые вместо вил или в дополнение к ним и имеющие дополнительный привод рабочего органа: грейферы, ковши, клещевые захваты, безблочные стрелы с приводным крюком, поворотные каретки.
Грейфер (см. рис. 15) — для погрузчика грузоподъемностью 10 т, монтируемый на безблочную стрелу, предназначен для погрузки и разгрузки бревен на лесных складах. Грейфер состоит из 4-х пар челюстей /, подвешенных к балке 7 с помощью четырех тяг челюсти закрываются и открываются с помощью двух гидроцилиндров грейфер подвешен к стреле на четырех цепях 4.
На тот же погрузчик устанавливают грейфер для сыпучих материалов, который отличается от описанного тем, что внутри челюстей перемещаются два ковша.
Бульдозерно-грейферные и поворотные ковши предназначены для работы с сыпучими и кусковыми материалами. Ковши навешиваются на каретку погрузчика. 1
Бульдозерно-грейферный ковш (рис. 17, а) состоит из подвижной челюсти, гидроцилиндра 2 и неподвижного ковша 8, который с помощью крюка 4 закрепляется на унифицированной плите.
Поворотный ковш (рис. 17. б) состоит из ковша 3 и гидроцилиндра 2 Для навески на каретку необходимо установить кронштейн 5 на нижнюю балку 6каретки, а корпус гидроцилиндра шарнирно крепят с помощью пальца 7 к средним стойкам каретки.
Рис. 17. Ковши:
а — бульдозерно-грейферный. б — поворотный; / — челюсть. 3 —гидроцилиндр, 3 — ковш, 4 — крюк. 5 — кронштейн. 6 — балка, 7 — палец
Клещевой захват (рис. 18) предназначен для погрузочно-разгрузочных работ и штабелирования круглого леса и пакетов досок. Захват состоит из рамы 1, на которой шарнирно закреплены верхняя 5 и нижняя 4 лапы с вилочными подхватами. Верхняя лапа приводится в действие гидроцилиндром 7, нижняя — двумя гидроцилиндрами 3. Захват обеспечивает наклон вил вниз при взятии груза и вверх при его транспортировании. Нижняя лапа может поворачиваться при полностью открытой верхней лапе.
Рис. 18. Клещевой захват:
/ — рама, 2 — клапан. 3. 7 — гидроцилиндры, 4, 5 — лапы. 6 — вилы, 8 —плита, 9 — крюк, 10 — болтовое соединение
Поворотные каретки изготовляют с поворотом в горизонтальной и вертикальной плоскостях: первые—для работы в стесненных условиях (склады, крытые железнодорожные) ; вторые — при штабелировании грузов с кантованием последних на угол 135°.
Каретка (рис. 19, а) с поворотом в горизонтальной плоскости состоит из неподвижной / и поворотной 3 плит с кронштейнами, соединенными осью 2.Гидроцилиндр 4 обеспечивает поворот плиты 3 на угол 25 градусов в каждую сторону.
Поворотная каретка с поворотом в вертикальной плоскости (рис. 19, б) состоит из поворотной плиты 3 с вилами 5, неподвижной плиты / и механизма поворота, включающего неподвижно закрепленную на поворотной плите шестерню 6, рейку на направляющей 8
Рис. 19. Каретки:
А — с поворотом в горизонтальной плоскости, б—в вертикальной; 1,3— плиты, 2 — обойма 4, 7 — гидроцилиндры, S — вилы, 6 — шестерня, в —направляющая и гидроцилиндр 7. Поворотная плита закреплена на пальце не подвижной так, что она может поворачиваться в вертикальной плоскости. При перемещении корпуса цилиндра 7 перемещается направляющая 8 с рейкой, поворачивая шестерню с поворотной плитой и вилами. Неповоротная плита крепится к каретке крюком и болтовым соединением.